Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Революция в сфере информации

Революция в сфере информации

текст: Денис Лузин
фото: Олег Каргаполов
09.07.2007

«Вечерний Челябинск»По мнению специалистов, в ближайшие десятилетия на рынке средств массовой информации (СМИ) может произойти «ползучая» революция. Современный человек все чаще получает самую разнообразную информацию не через привычные носители СМИ (телевидение, радио, газеты и журналы), а через компьютер и мобильный телефон. Кто знает, не станет ли через десяток-другой лет для нас главным источником знаний об окружающей реальности, например, автомобиль, или, скажем, аудиоплеер, или даже микроволновая печь в собственной квартире?P

Призрак кризиса

Означает ли это, что в будущем навсегда уйдут в прошлое привычные для нас радио, телевидение, газеты и журналы? Известный челябинский социолог, кандидат философских наук Сергей Зырянов считает, что места в информационном пространстве хватит всем, просто роль и значение каждого из носителей изменится. На протяжении веков, утверждает Зырянов, процесс потребления культурных ценностей, к которым относятся и большинство информационных продуктов, все больше и больше индивидуализировался, что в итоге и привело человечество к наблюдающемуся сегодня разнообразию каналов получения информации. Третий этап исследования «Информационное пространство и пространство информации Челябинска», проведенного недавно в городе специалистами информационного социологического центра «Зырянов и партнеры», позволяет во многом предугадать будущее СМИ.P

Сергей Григорьевич, проведя третий этап исследования информационного пространства нашего города, вы получили какиелибо неожиданные результаты для себя?

Мы проводили исследования на рынке СМИ для того, чтобы отследить восприятие населением продукции теле-, радиоканалов и печатных изданий. И сегодня, по результатам исследования, мы с уверенностью можем сказать: такой-то канал телевидения более «женский», его смотрят в основном женщины, а например, эту радиостанцию по аудитории ее слушателей следует отнести к «молодежным» носителям СМИ. Что же касается выводов, то, например, для печатной прессы мы зафиксировали следующую тенденцию: упал интерес к качественной печатной прессе прежде всего к центральным и местным газетам, в том числе к газетам областным и городским. Мы связываем это с появлением в городе множества бесплатных газет, которые огромными тиражами раскидываются по почтовым ящикам.P

Из брошюры «Информационное пространство и пространство информации Челябинска»:
«Местные качественные газеты Челябинска представлены не таким большим количеством изданий, как коммерческие или массовые. По предварительным экспертным оценкам в эту группу вошли всего пять газет. Первые два издания «Челябинский рабочий» и «Вечерний Челябинск» набирают примерно равное число голосов по 14 процентов от общего количества опрошенных нами респондентов (772 человека)».P

Выходит, читатели предпочли бесплатный источник информации платному?

Если говорить вообще о больших пятилетних трендах на рынке СМИ Челябинска, то вырисовывается несколько иная картина. Сегодня падает интерес к газетам как к источнику информации в принципе, падает даже независимо от присутствия на информационном пространстве бесплатных изданий. Но газеты здорово выручает то, что это информационный продукт, который можно передавать из рук в руки. Многие читают газеты не дома, а на работе. Но то, что стали меньше читать, независимо от того, что находится перед потребителем центральная газета или издание местное, несомненно.P

Каждому своя газета

А с чем связано падение тиражей? Люди стали чаще пользоваться Интернетом, получают информацию из телевизора? Или это обусловлено какимито другими причинами?

В свое время еще мой учитель в социологии Лев Наумович Коган говорил о том, чтo у человека становится все больше возможностей для того, чтобы самостоятельно определить, что ему интересно и нужно читать и смотреть, а что неинтересно и ненужно. Поэтому продукты, рассчитанные на массового зрителя и потребителя, сегодня пользуются все меньшим и меньшим спросом.

Сегодня жизнь любого средства массовой информации невозможно представить без рекламы. Что показывают ваши опросы, у людей постепенно меняется отношение к этому явлению?

Очень сложное отношение у потребителя к рекламе, особенно если реклама навязчива. Люди в большинстве случаев нацелены на получение рекламы через специализированные каналы получения информации, а когда реклама начинает «забивать» то, что мы, собственно, и понимаем под средствами массовой информации, когда реклама начинает «забивать» доведение общественно значимой, полезной или пусть даже бесполезной информации, то это вызывает только отторжение.P

Из брошюры «Информационное пространство и пространство информации Челябинска»:
«В современном обществе средства массовой информации являются важным источником (и средством) формирования убеждений и мировоззрения. Факт социальной действительности становится реальным событием только при соответствующем информационном обеспечении, в момент представления его публике. Более того, СМИ не только отражают социальную реальность, но и создают некий виртуальный аналог социальной действительности».P

Прайм-тайм для всех

А как сегодня выглядит расклад сил на информационном пространстве города?

Если говорить в общих чертах, то он не сильно изменился с момента наших предыдущих исследований. До 80 процентов людей по-прежнему получают информацию из телевизионных передач, на втором месте традиционно идут различные радиоисточники (до 60 процентов), и на третьем печатная продукция, до 40 процентов, прежде всего местная качественная пресса. Кстати, очень интересную картину мы зафиксировали по результатам исследования в плане того, когда и где люди привыкли получать информацию.

И что же вы можете сказать?

Например, если говорить о газетах, то в основном время для чтения газет вечер. Вечером читают газеты до 45 процентов. Схема обычная: потребитель купил газету, дома во время или после ужина прочитал ее.

А телевизионщики, что интересно, также оперируют понятием праймтайм. И у них прайм-тайм также вечернее время.

Да, действительно интересное наблюдение и газеты, и телевизор смотрят вечером. Зато радио предпочитают слушать утром дома 31 процент опрошенных, вечером дома 30 процентов, остальные слушают радио днем на работе или в машине. Получается, что основная масса людей дома в перерывах между просмотром передач на телевидении в праймтайм еще и умудряется прочитать газеты.P

Из брошюры «Информационное пространство и пространство информации Челябинска»:
«По итогам опроса местные издания на равных конкурируют с центральными газетами, зачастую даже опережая их по суммарному рейтингу популярности».P

Как вы думаете, человеку легко разобраться в этом потоке информации? Выделить главное, отобрать то, что ему действительно необходимо?

Хороший вопрос! Очень часто профессионалы не думают о тех условиях, в которых будет потребляться информация. Объективно зритель, слушатель, читатель поставлен еще и в условия сочетания потребления информации с чемто еще, с какимито своими делами. Когда информация, особенно общественнополитическая, синхронизируется (радио, телевидение, газета), когда она доступна по каждому каналу восприятия, она перестает интересовать людей. Это ситуация перенасыщения информационным продуктом. И человек очень просто закрывается от такой информации: он видит, но не воспринимает, слушает и не слышит, читает и не понимает.

В последнее время раздается все больше разговоров о том, что традиционные СМИ находятся на пороге кризиса и будут в дальнейшем заменены новыми носителями новостей. Вы согласны с этим?

Не думаю, что произойдет окончательное вытеснение традиционных СМИ новыми. По двум причинам. Практика показывает, что человечество накапливает базовые источники получения информации, но не отказывается ни от одного из них. Не скажу вслед за известным вам персонажем из телефильма «Москва слезам не верит», что ничего не будет, кроме телевидения, ни театра, ни кино, ни газет. Скорее всего, сохранятся все базовые источники средств массовой информации. Но и будет происходить неуклонный рост количества способов получения информации о жизни общества. Это глобальный процесс, который фиксируется везде в мире. Можно предположить, что следующим массовым каналом распространения и получения информации станет сотовый телефон. Да телефон им уже и стал. Уже сегодня многие получают на телефон рассылку свежих новостей, погоду, какуюто развлекательную информацию.

И рекламу шлют

Да. Но если говорить о какойто не столь отдаленной перспективе, например в 30 50 лет, то появятся и еще какиенибудь каналы, по которым мы станем получать информацию. Это неизбежно произойдет, но вряд ли какойто из прежних каналов получения информации отомрет окончательно. Весь предыдущий опыт говорит именно об этом.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Общество

24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут

Все статьи раздела Общество >>