Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Инвалид с безграничными возможностями

Инвалид с безграничными возможностями

текст: Олеся Горюк
13.07.2007

«Челябинский рабочий»Когда Сереже Сироткину было шесть лет, звуки и краски окружающего мира перестали для него существовать. Он полностью оглох и ослеп. Сейчас этот человек кандидат философских наук (окончил МГУ), вице-президент Европейского союза слепоглухонемых, автор множества книг и пособий. Президент российского общества поддержки слепоглухонемых «Эльвира».

На Южный Урал Сергей Алексеевич приехал с множеством визитов. Впервые в истории России состоялась встреча слепоглухонемого с мэром это произошло в Златоусте. Сироткин побывал в Челябинском отделении Всероссийского общества слепых (ВОС) и в министерстве социальной защиты.

Когда председатель городского ВОС Татьяна Савицкая пригласила меня на интервью с этим удивительным человеком, я испугалась того, что беседовать с ним будет довольно затруднительно. Но все оказалось иначе. На все мои вопросы Сироткин тут же давал развернутые ответы.

PОт рождения я был слабовидящим и немым. Слух у меня практически не использовался, потому что для обычного общения мне его не хватало. Я не мог воспринимать чужую речь и контролировать свою. Лишь со временем я научился нормально разговаривать благодаря цифровому слуховому аппарату. Долгое время у меня была невнятная речь, которую воспринимали лишь те, кто давно общается со мной. Новые люди меня не понимали.

Сергей Алексеевич, очевидно, что главная трудность для слепоглухонемого общение с внешним миром. Как оно происходит сегодня?

СлепоглухойPPчеловек с сочетанными нарушениями зрения, слуха и во многих случаях речи. Это вызывает, во-первых, сложности в общении с окружающими людьми, во-вторых, затрудненное ориентирование в пространстве и, в-третьих, отсутствие доступа к информации, образованию.

Общение со слепоглухими организуется в зависимости от характера нарушения зрения и слуха. Некоторые воспринимают речь через слуховой аппарат. Те, кто совсем не слышит, понимают устную речь при помощи ручной азбуки, а письменную при помощи азбуки Брайля, которой пользуются и слепые.

В вашем распоряжении наверняка есть различные технические средства.

Сейчас появились приставки к ноутбуку, которые переводят электронный текст в брайлевский. Рядом с клавиатурой есть бегущая строка, воспроизводящая объемные буквы, которые я читаю пальцами. Благодаря этому изобретению мы общаемся через электронную почту, программы общения Mail agent , Scype и ICQ . Сейчас мы развиваем возможности общения через мобильник, подключенный к компьютеру. Я легко посылаю SMS -ки со своего телефона, а вот прочитать входящее сообщение могу опять же через брайлевскую строку. У меня есть факсовый аппарат. Если мне факсом приходит текст, набранный на компьютере, я его сканирую и читаю через брайлевскую строку. Компьютерная техника помогает решать наши проблемы, хотя на сегодня это очень дорогое удовольствие. Поэтому мы обращаемся к государству за поддержкой.

Рядом с вами все время находится переводчик. Расскажите о нем.

Андрей Ежов тифлосурдопереводчик. Это очень редкая специальность. Сурдопереводчики знакомы всем и узаконены государством. Тифлосурдопереводчик работает с теми, кто не видит и не слышит. Он переводит «в руку», благодаря чему я понимаю ваши вопросы через тактильные ощущения. Андрей Николаевич переводит не только вашу речь. Он рассказал мне, какая вы симпатичная молодая девушка, какие у вас волосы, как вы улыбаетесь, слушая меня, сидите нога на ногу, и что у вас красивое платье. Это обычная работа тифлосурдопереводчика, он старается сделать все, чтобы слепоглухонемой не чувствовал недостатка информации. С Андреем мы познакомились в храме, я попросил его перевести божественную литургию. Это случилось шесть лет назад, через два месяца после кончины моей жены, которая была для меня самым лучшим переводчиком. Я пригласил Андрея на работу, и с тех пор мы неразлучны. У него два высших образования психолог-сурдопедагог и дефектолог в коррекционном учреждении.

Но далеко не каждый слепоглухой может себе позволить общаться через переводчика

И это огромная проблема. Многие директора предприятий для слепых говорят мне: у нас всего один слепоглухой и нерентабельно держать при нем переводчика. Экономический и этический аспекты очень часто не совпадают. Но у этой проблемы есть решение. Каждого слепоглухонемого патронирует социальный работник, и его можно обучить переводу у нас на курсах. Финансировать обучение могли бы социальные службы при местных властях.

Как слепоглухие получают образование?

Разными путями. Кто-то начинает со школы глухих, кто-то со школы слепых. В нашей стране есть единственная школа для слепоглухих Сергиево-Посадский детский дом, находящийся в системе соцзащиты. Почему не в системе образования? Дело в том, что возникли трудности с унификацией программ обучения слепоглухих. Все они очень разные по степени заболевания и уровню развития в зависимости от количества полученной информации на момент потери слуха и зрения. Когда дети поступают в школу слепоглухих, очень трудно составить группу с одним уровнем образования и развития, поэтому возможен только индивидуальный подход. Я обучался сначала в школе слепых, но по особой программе. В 1963 году меня перевели в детский дом в Загорске. Там я учился по программе средней школы. А в 1971 году поступил в МГУ, где была сформирована группа из четырех слепоглухих. Это стало возможным благодаря научному эксперименту.

Какой факультет вы закончили?

Психологический. Первый семестр я учился на философском факультете, выбрал его по своему интересу. Но впоследствии выяснилось, что сложно обеспечивать процесс обучения каждого слепоглухого в отдельности. Многих книг не было на азбуке Брайля, нужно было переводить, а это огромный труд. Тогда решили объединить слепоглухих в одну группу и для всех финансировать услуги переводчика и перепечатку литературы на азбуку Брайля. Сначала мы учились вместе со всеми студентами. Ходили на лекции, семинары и практикумы. Потом оказалось, что переводчики физически не могли синхронно переводить нам лекции. Нас отделили от остальных студентов в особую группу. К нам приходили преподаватели на практические занятия, а семинары и лекции перепечатывали по Брайлю. Экзамены и зачеты мы сдавали вместе со всеми студентами. А вот кандидатскую диссертацию я защищал уже на кафедре философии. Ее темаPP взаимоотношения разных средств общения, возможность перехода от жестового языка к словесному. Это очень большая проблема, которой я посвятил несколько книжек и статей. Другая тема моих исследований общение со слепоглухими. К сожалению, со многими из них очень сложно наладить хорошие отношения.

Может ли слепоглухой от рождения стать полноценным человеком?

Если человек с рождения не видит и не слышит, можно добиться элементарного воспитания, но высшее образование он вряд ли получит. А вообще все зависит от самого слепоглухонемого и очень многое от его родителей. Мама много поработала над тем, чтобы я воспринимал громкую речь на слух, хотя педагоги не советовали ей этого делать. Папа привил мне хозяйственные и бытовые навыки. Но я до шести лет успел чуть-чуть услышать и увидеть. А вот американка Элен Келлер в полтора года переболела скарлатиной и стала полностью слепоглухонемой. Родители уделили ей огромное внимание, наняли талантливого педагога. Она получила высшее образование, первая среди слепоглухих. Занималась общественной и писательской деятельностью. Итальянка Анжела Пимпинелла также получила высшее образование и сейчас занимается обучением слепоглухих.

А как сложилась дальнейшая судьба ваших однокурсников?

Мой однокурсник Александр Суворов защитил докторскую диссертацию. Еще одна однокурсница родила двух дочерей, сейчас у нее внуки, и она нянчится с ними.

Расскажите о вашей супруге.

Ее звали Эльвира

Так же, как и организацию, которую вы создали вместе с ней.

Многие думают, что общество социальной поддержки слепоглухих «Эльвира» названо в ее честь, но это не так. Однажды мы услышали по радио перевод ее имени. Эльвира несущая свет и добро, защищающая обездоленных. Нам показалось, что это лучшее название для нашего общества.

Как вы с ней познакомились?

Эльвира родом из Алма-Аты, полуказашка, полурусская. Однажды в Алма-Атинский институт философии и права, где она в то время училась на факультете журналистики, приехал Иван Васильевич Яненко, ученый, проводивший эксперимент с высшим образованием для слепоглухих. Он рассказал студентам о своей работе. Эльвира была потрясена его лекцией и захотела познакомиться с нами. Яненко предложил ей встретиться со студентами. Она приехала в Москву, так мы и познакомились. Она серьезно решила посвятить себя проблеме слепоглухих. Сначала мы с ней переписывались, она очень быстро освоила азбуку Брайля и писала мне очень большие письма свои мысли и переживания. Эльвира пригласила нас с Суворовым в Алма-Ату, организовав встречу с местными общественными деятелями и журналистами. Потом написала большой очерк о слепоглухих. Не всем понравился этот материал, поскольку Эльвира рассказывала все, как есть. Профессора представляли нас как абсолютно невидящих и неслышащих, а из статьи выходило, что кто-то немножко видел, кто-то слышал. Суворов очень любил слушать музыку, хотя не афишировал это. На Эльвиру стали наводить напраслину, я встал на ее защиту, она на мою. Так мы и полюбили друг друга. Она была в сложном положении: на момент нашего знакомства у нее была своя семья. Тем не менее она решила ее оставить и переехать в Москву. Через три года после знакомства мы поженились и прожили 21 год.

Ей часто задавали вопрос: счастлива ли она со мной? Есть расхожее мнение, что рядом с инвалидами здоровые люди не могут быть счастливыми, это страшная обуза. Эльвира всегда отвечала, что счастлива со мной и не чувствует дополнительной нагрузки. Вначале, когда она еще не привыкла общаться, мы говорили медленно. Потом она освоила тифлосурдоперевод и говорила практически синхронно с обычной речью. Она была виртуозным переводчиком и человеком необычайной души. Слушать ее было безумно интересно. Мы с ней читали лекции: я высказывал научную суть, она облекала ее в художественную форму. Сейчас я пишу книгу о нашей совместной жизни.

Что помогает вам сохранять твердость духа?

В первую очередь друзья. Желание оправдать доверие коллег, любовь к работе. Хочется постоянно учиться, а самое главное жить.

220 слепоглухих живут в Челябинской области.

4000 слепоглухих выявлено в России в 1990 году.

По международной статистике, на каждые 100 000 населения приходится от 5 до 8 слепоглухих.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Общество

24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут

Все статьи раздела Общество >>